Категории

История туалетной бумаги

Бумага как материал для записи была изобретена еще во втором веке нашей эры в Китае. Это общеизвестный факт, о котором знает каждый школьник. Когда же появилась первая туалетная бумага? И, простите за нескромный вопрос, чем же пользовались до этогов гигиенических целях?

Разнообразие применявшихся материалов служит безусловным доказательством человеческой фантазии. В Древнем Риме граждане пользовались губками, закрепленными на длинной ручке, омывая их в соленой воде; знатные патриции использовали для этих же целей мягкую шерсть, перья, и розовую воду. В средневековой Европе знать также использовала шерсть или тонкие ткани, а простые люди—листья, солому или траву. Для северных народов очень удобными распространенным средством гигиены был мох. Первые американские поселенцы для этих же целей пользовалисьлистьями кукурузных початков. Жаркий климат арабского востока диктовал свои, более жесткие требования, поэтому мусульмане чаще других использовалив гигиенических целях воду. С изобретением бумаги стало очевидно, что одним только письмом и книгопечатанием сфера ее применения не ограничится. Об этом можно судить по сохранившимся историческим записям. Вот несколько примеров.

В 589 году нашей эры китайский ученый ЯньЧжитуй писал: «Я бы предостерег от использования в туалетных целях бумаги с цитатами из Пятикнижия (У-Цзин) или с именами мудрецов».Любопытно, что именно эта запись на злобу дня является первым известным упоминанием о туалетной бумаге. В IX веке арабский путешественник, посетивший Китай, был шокирован: «Китайцы совершенно не заботятся о чистоплотности — они не подмываются водой, а только вытираются бумагой», — писал он. Один из отчетов далекого 1393 года гласил, что для нужд китайского императорского двора было произведено 720 000 листов туалетной бумаги (формата примерно 50х90 см). Из записей императорской службы снабжения явствует, что лично для императора Хунъу и его семьи были изготовлены 15 000 листов особо мягкой ароматизированной благовониями туалетной бумаги.

В северной Америке вплоть до XVIII века, по некоторым свидетельствам, пользовались популярностью листья кукурузныхпочатков. Почему именно они — неизвестно, но ситуация изменилась только с появлением  дешевых ежедневных газет, которые были не в пример мягче. Естественно, что население быстро перешло на них.А еще американцами был особо любим «Альманах старого фермера», одно из старейших периодических печатных изданий в Америке. Издатели, искренне заботясь о своих читателях, даже специально предусмотрели ужурналаверевочку, чтобы его удобно было вешать на гвоздь. А вот руководство другого популярного издания, торгового каталога «SearsRoebuck», в свое время совершило серьезную ошибку. Печать каталога на глянцевой тонкой бумаге, возможно, и сделала его презентабельнее, но читатели этого не оценили. В результате офис компании оказался буквально завален возмущенными письмами, требовавшими вернуть столь удобную для «чтения» пористую газетную бумагу.
Промышленное производство бумаги, предназначенной исключительно для использования в качестве туалетной, было начато в США в 1857 году Иосифом Гайетти. В целях рекламы Гайетти стал печатать свое имя на каждом листке. Без комментариев.

Но история сохранила и противоположные примеры. В1880-х годах британец УильямОклок наладил выпуск бумаги для гигиенических целей, которую стыдливо именовал «бумажные бигуди». Серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США, на бумажной фабрике Артура Скотта «ScottPaper», однако владельцы предприятия решили не указывать название фабрики на своем товаре.

В Европе массовое производство туалетной бумаги началось гораздо позже, в 1928 году. Новатором стал немецкий предприниматель ХансКленк. В отличие от своих предшественниковон не страдал от ложной скромности и чрезмерной стыдливости, поэтому на каждом рулончике товара гордо красовалось название его фирмы, составленное из первых букв имени хозяина: «Hakle». Кстати, именно он придумал рекламный слоган: «Требуйте рулоны «Hakle», и вам не придется произносить слова «туалетная бумага».
В последовавшие за этим годы производителями такого необходимого товара было внедрено множество усовершенствований: бумага стала выпускаться двух-, трех-, и даже четырехслойной; появилась перфорация, позволяющая легко отрывать нужное количество бумаги, разноцветная бумага, бумага с ароматами и рисунками и даже бумага с рекламой.

Забавно, что начатая китайским ученым ЯньЧжитуйеще в VIвеке эпопея борьбы за чистоту используемых в туалетных целях материалов, была бурно развита в эпоху СССР. В те годы каждая уважающая себя советская семья просто обязана была иметь полное собрание сочинений В.И. Ленина, а также других классиков марксизма. Очень часто эти многотомные творения оказывались в отхожих местах на гвоздиках. Таким нехитрым способом народом «популяризировались» идеи классовой борьбы и всеобщего равенства. А материал многотомников расходился на цитаты. Естественно, что власти не устраивал такой поворот событий и с этим явлением повсеместно боролись.

Первая туалетная бумага появилась в Советском Союзе только в 1969 году, когда были закуплены две бумагоделательные машины английского производства. 3 ноября 1969 года состоялся торжественный запуск фабрики в Ленинградской области. Любопытно, что сначала новая продукция натолкнулась на нулевой спрос — простые граждане не знали, для чего нужны рулоны туалетной бумаги, ведь они привыкли обходиться без нее. Однако вскоре, после организованной через киножурналы в кинотеатрах перед показом фильма рекламной кампании и добровольно-принудительного распространения её среди работников на крупных заводах, туалетная бумага стала дефицитным товаром.Возможно, кто-то еще помнит километровые очереди за этим товаром в хозяйственных и галантерейных магазинах, и счастливчиков, гордо покидающих предприятия советской торговли со связками заветных рулонов на шее под завистливыми взглядами.

В наше время большая часть туалетной бумаги производится из вторичного сырья (макулатуры), которая служит основой для так называемой «серой» бумаги эконом-сегмента; ее легко отличить по действительно серому цвету различных оттенков. Более дорогие сорта туалетной бумаги, которые называют «белой», изготавливают из целлюлозы.

Что касается предпочтений населения, то наибольшей популярностью пользуется, как и прежде, самая простая туалетная бумага с цифрами на упаковке, которые ранее отображали ее метраж, а сейчас просто служат товарным знаком. Хотя эксперты отмечают, что ее доля неуклонно снижается год за годом, пока она занимает по разным оценкам 70-75% рынка; оставшиеся 20-25% приходятся на продажи туалетной бумаги среднего ценового сегмента, как правило, двухслойной, брендированной и в красочной упаковке. На премиальный сегмент, по некоторым данным, приходится не более 3% продаж. Интересно, что через потребительский рынок реализуется примерно 75% производимой бумаги, а остальные 25% приходятся на профессиональный сегмент: офисы, отели, кафе и рестораны, другие общественные учреждения.

В наше время к туалетной бумаге предъявляется множество требований: она должна быть мягкой, но прочной, не вызывать аллергических реакций, быть приятной на ощупь, рваться в определенных местах, и кроме того,  быстро разлагаться в канализации, чтобы не закупоривать сточные трубы. Завершить данную статью хотелось бы интересным наблюдением, прочитанным в одном из обзоров, посвященных рынку этого необходимого продукта: «Стабильное высокое качество является залогом успеха для туалетной бумаги: она ни в коем случае не должна подвести в нужный момент».
 
Интересные факты:
 
- Слово «туалет» произошло от французского слова «toilette» и является уменьшительным от «toile» — ткань.
- В большинстве европейских стран наибольшей популярностью пользуется туалетная бумага белого цвета. Во Франции самый популярный цвет — розовый. А один из португальских производителей выпускает туалетную бумагу черного цвета.
- Рядом с Форумом Юлия Цезаря находился общественный туалет на 50 мест. Внизу были проведены канализационные каналы. Знатные римские вельможи использовали вместо туалетной бумаги мягкие перья и пух, позаимствованные у птиц, специально содержавшихся при туалете для этой цели.
- В своих известных «Письмах к сыну» английский государственный деятель XVIIIвека Лорд Честерфилд шутил: «Необходимо всегда с собой носить томик дешевых стихов, чтобы сидя на горшке развлечь себя, а потом найти достойное применение прочитанному».
- Майк Бартель, также известный как «клозетный издатель», предложил неожиданную идею печатать книги на рулонах туалетной бумаги. По его мнению, туалет представляет собой «идеальное место для чтения». Презентация книг, отпечатанных на мягкой трехслойной туалетной бумагевпервые состоялась на Франкфуртской книжной ярмарке в 2002 году.
- Туалетная бумага торговой марки «Scott», ставшая в 1890 году основоположником промышленного производства данного продукта,выпускается и в наше время. Сейчас этот бренд принадлежит международной корпорации Кимберли-Кларк.
- Впервые к печати образа врага на туалетной бумаге американцы прибегли в 1943 году: тогда на рулонах появился портрет Гитлера. Позднее на это изделие попало и изображение иракского президента Саддама Хусейна. Во время последней войны в Афганистане в США на туалетной бумаге печатали портрет Осамы бен Ладена. Примечательно, что когда в американском обществе стали преобладать антивоенные настроения, появилась туалетная бумага и с портретом Джорджа Буша-младшего, занимавшего в то время постпрезидента США.
- Во время проведения операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе в 1991 году солдаты использовали туалетную бумагу для маскировки танков.
- В советские времена популярной была шутка, что туалетная бумага является одним из основных ингредиентов вареной колбасы.
- Оборот бизнеса, связанного с реализацией туалетной бумаги составляет более 2,4 млрд. долларов в год.
- Самый дорогой рулон туалетной бумаги покрыт золотым напылением и стоит $1,3 миллиона долларов. 

Анекдоты в тему:
* * *
Голос из кабинки:
—  Безобразие! Почему в туалете нет бумаги?! Немедленно принесите мне сюда жалобную книгу!
* * *
Челябинская туалетная бумага настолько сурова, что в соседних областях ее продают в качестве наждака.
* * *
—  Почему у тебя в туалете бумага такая узкая и по рисунку напоминает билеты?
—  Понимаешь, я работаю водителем маршрутки... и не хлопай так дверью!
* * *
Корпоративный праздник работников фабрики по производству туалетной бумаги прошёл как-то скомкано.
* * *
Сижу в интернете. В скайп приходит сообщение: «Мам, принеси туалетную бумагу, закончилась».
XXI век на дворе!
* * *
—  Почему туалетная бумага выпускается длиной 54 метра?
—  Ну, как же: по метру на неделю — это 52 метра, и два метра на праздники.
* * *
Высота Останкинской телебашни —аж 540 м! Хотя если подумать — то это всего 10 рулонов туалетной бумаги.
* * *
«Проверил дату изготовления йогурта— спас дерево!»
Всемирное общество охраны туалетной бумаги.
* * *
На выезде из города стоит стационарный пост ГИБДД. Инспектора остановили КаМАЗ, и говорят водителю: ты пьян! Водитель доказывает, что он трезвый. Они ведут его в свою будку и дают ему трубочки и всякие тесты. Все тесты показывают, что водитель трезв. Тут заходит начальник смены, старый прапорщик, он уже лет 25-30 в ГАИ служит. Ему объясняют, мол, так и так. Прапор молча берет с подоконника лист А4, дает водителю и говорит: "Мни". Тот: не понял... "Мни!" повторяет прапор. Мужик, недоумевая, начинает мять листок в руках. "Сильнее мни", говорит прапор. Мужик сильнее. "Еще сильней" Мужик еще сильнее. Минуты через две прапор забирает у мужика мятый листок и говорит инспекторам: "Отдайте ему документы, я в туалет пошел".